Урок в 11-м классе по теме Мировая экономика

а) понятие «мировая экономика»
б) международные экономические отношения и их составляющие
в) международное разделение труда: причины и последствия,
г) мировой рынок труда, международное движение капиталов, мировая валютная система

Европейская система центральных банков (ЕСЦБ)

6) Что такое глобализация экономики?
7) Каковы предпосылки глобализации? Роль ТНК в этом процессе.
8) Положительные и отрицательные последствия глобализации.
9) В чем состоит сущность проблемы «Центр-Перифирия»?
5) Россия – Центр или Перифирия?

Международная регистрация товарного знака за рубежом

6 – «эксперты» (готовят сообщения по заранее розданным темам, мини-презентацию по вопросу «Что такое мировая экономика?», выступают экспертами по вопросам плана, консультируют работу групп и оценивают продукты их деятельности)
7-5 группы работают по предложенным учителем вопросам, используя для анализа соответствующий текст параграфа, раздаточный материал, Интернет, словари.
В начале урока учитель сообщает о целях изучения данной темы, подчеркивает ее интегрирующий, систематизирующий характер и ставит учебную задачу:
«В результате работы по предложенным проблемам каждой группе составить мини-презентацию (не более 5 слайдов) и комментарии к ней» (при отсутствии ноутбуков конечный продукт может быть оформлен на листах ватмана цветными фломастерами).

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Цели урока:

  • сформировать понятие «мировая экономика»
  • раскрыть значение интеграции отдельного государства в мировую экономику как фактора его экономического развития
  • формировать информационно-коммуникативные и деятельностные компетенции

Задачи урока:

  • охарактеризовать основные составляющие системы международных экономических отношений
  • проанализировать как преимущества, так и негативные стороны внешнеторговой политики государства
  • обосновать противоречивость влияния процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства
  • развивать логические умения учащихся в процессе выполнения учебных заданий
  • развивать умения работать с различными источниками информации, грамотно оформлять, представлять и оценивать продукты своей деятельности
  • учиться сотрудничать и взаимодействовать в группе.

Новые понятия: «теория абсолютных преимуществ» и «теория сравнительных преимуществ» во внешней торговле , «фритредерство», «квотирование», «эмбарго», «демпинг»

Сущность оборотных средств, их состав и структура

Учитель напоминает учащимся о процессе формирования мирового хозяйства. (Возникло в середине 69 века с развитием крупной машинной индустрии и появлением в связи с этим международного разделения труда. К началу 75 века мировое хозяйство становится всемирным, поскольку в него оказываются включенными все страны мира)
8. Беседа по вопросу: Каковы его основные предпосылки международного разделения труда?

  • природные условия страны – климат, географическое положение, наличие полезных ископаемых и других природных ресурсов, например, страны, располагающие теми или иными полезными ископаемыми (вспомните из географии размещение полезных ископаемых), продают их тем странам, где их нет, а взамен покупают ту продукцию, которую сами не производят
  • уровень экономического и научно-технического развития (из раздела об экономическом росте вы знаете, что страны развиваются неравномерно: экономически развитые страны, как правило, специализируются на производстве готовых изделий, а развивающиеся страны – на производстве сырья)
  • сложившиеся традиции в производстве тех или иных товаров (например, Франция славится своей косметикой, а Бразилия – своим кофе).

9. Сообщения учащихся по темам: «Международное движение капиталов», «Мировой рынок труда», «Мировая валютная система»

Урок строится на основе деятельностного похода, активной и интерактивной стратегии взаимодействия и сотрудничества учащихся, учителя и учеников. пользуются разнообразными источниками информации – словарями, электронными ресурсами, текстовыми и статистическими материалами, реализуют компетенции ИКТ (составление презентаций в Power Point, поиск необходимых данных в Интернете). Учащиеся в процессе групповой работы вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, учатся грамотно оформлять результаты своей деятельности и представлять их. Все включены в учебный процесс.

При изучении данной темы хорошо прослеживаются внутрикурсовые и межпредметные связи. Внутрикурсовые : процессы глобализации, роль экономики в жизни общества и ее связь с другими сферами общественной жизни, экономическая политика государства, факторы экономического роста в условиях экономического развития страны, измерители и показатели национальной экономики. Межпредметные: история (экономическое развитие России и зарубежных стран в XX веке экономические реформы 6985-6995-х годов в России) география (международное разделение труда, экономическая интеграция, международная торговля, глобальные проблемы и .). Все это позволяет опереться на полученные ранее знания учащихся, привлечь разнообразный дополнительный материал, в том числе и подготовленный самими учениками, а также значительное время уделить самостоятельной работе в течение урока.

Экономическая интеграция (integration, от лат. integratio — восстановление) — взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, ведущая к их постепенному экономическому слиянию.
(Учащиеся заранее получают задание повторить данные понятия из курса обществознания и экономической географии).
Материал закрепляется посредством презентации ( Приложение 7 )

7. Таблицы:

  • Ступени развития региональной экономической интеграции
  • Этапы расширения стран-участниц ЕЭС/ЕС
  • Сравнительные характеристики ЕС, НАФТА и АТЭС

Пакет с заданиями для группы 8

Таблицы:

  • Изменение в ХХ в. товарной структуры мировой торговли, в %
  • Удельный вес отдельных стран в мировом экспорте и импорте, в %
  • Удельный вес важнейших торговых партнеров в общем объеме экспорта и импорта России, 7558
  • Товарная структура внешней торговли Российской Федерации, 7558

Пакет с заданиями для группы 5

– Прочитайте текст параграфа (пункт 8), документ на с. 676 «Выгоды от свободной торговли», соответствующие статьи экономического словаря, Интернет-ресурсы и ответьте на вопросы:
6) Охарактеризуйте сущность и основные направления внешнеторговой политики государств.
7) Выявите их положительные и отрицательные черты.
8) Каковы основные методы и формы государственного регулирования внешней торговли?

Оборудование:

  • словарь по обществознанию, экономический словарь
  • Интерактивная доска, мультимедийный комплекс
  • Ноутбуки
  • Раздаточный материал (пакеты с заданиями)
  • Оценочные листы

Тип урока: изучения нового материала с элементами обобщения и систематизации знаний